Ната (drugaya9) wrote,
Ната
drugaya9

Большой Поход: "Столбы". 13.09.14

Не думайте, что я уже всё рассказала про Красноярск. Самое интересное в этом городе я оставила на закуску!
Один из дней, проведённых в городе на Енисее, я посвятила походу в заповедник "Столбы". Это была моя давняя мечта (почти такая же давняя, как Байкал). Зачем я туда рвалась, я и сама толком не знаю: я не умею лазить по скалам и вообще боюсь высоты, я не выносливая, не ловкая и не рисковая, но меня туда тянуло. Так, должно быть, притягивают человека все места его Силы.
До "Столбов" от самого Красноярска совсем близко и можно доехать на рейсовом автобусе как от Владимира до Энергетика, например. Что мы и сделали с Л.Н., поднявшись рано поутру, взяв перекус и утеплившись (за бортом было свежо и всего градусов 8).

«Столбы» - один из старейших заповедников России. Площадь его территории - 47 с лишним га. Создан в 1925 году по инициативе жителей города Красноярск, в целях сохранения живописного уголка от варварской рубки леса и добычи природного камня. Особенность заповедника в его расположении – на стыке таежной зоны и лесостепной. Неизлившаяся магма застыла в глубине столбинского нагорья, но около сотни крупных и множество небольших скал (столбов), в результате выветривания и вымывания, «вышли» на поверхность. За миллионы лет они приобрели причудливые очертания, получили собственные имена и стали жемчужиной в таежном ожерелье." (с)

От остановки на кордон Нарым ведёт длинная (примерно 6,5 км) дорожка: местами это асфальт, местами гравий, местами настилы. Очень всё аккуратно, удобно, чисто, есть места, чтобы присесть и отдохнуть, беседки, биотуалеты. Единственный минус этих прелестей - дорога идёт в гору, всё круче и круче...

Идти в хорошей компании не так сложно, но всё равно местами разговаривать совсем нет дыхания. Не даром один из подъёмов этой дороги носит название "Пыхтун" :)

Порой попадаются административные постройки заповедника. Эх, вот бы здесь поработать!

"Заповедник с северо-запада на юго-восток протянулся на 34 км, запутанная сеть хребтов и логов делает эти километры труднопроходимыми. Климат «Столбов» мягче, чем в Красноярске: зимой несколько теплее, летом – прохладнее." (с)
Естественно, о том, чтобы обойти весь заповедник за день, не может быть и речи! Это только маленький кусочек карты и из этого кусочка мы и то прошли далеко не везде.

Недалеко стоящего на пути кордона Лалетино попалась нам статуя. Вероятно, это хозяйка Столбов.

На самом кордоне был сделан привал. Место очень примечательное - мимо пройти никак нельзя.
"Здесь стоит единственная часовня в России, находящаяся на территории особо охраняемой природной территории. Сооружена в 1997-1998 на кордоне Лалетино в память погибших столбистов." (с)

Дальше идти решили по экологической тропе. Можно было и по асфальту внизу, но здесь интереснее. Экотропа - это протянутые над землёй настилы. Уйти по ним можно далеко, выводят они на ту же тропу, на которую и обычная тропинка. Зато здесь протяни руку - и коснёшься деревьев, и вообще вся природа близко-близко! Настилы проложены специально для этого, чтобы был эффект погружения в тайгу, а ещё для того, чтобы не вытаптывали зазря почвенный слой.

Отсюда, с высоты, видны многочисленные заповедные ручьи и речушки. Как и у нас в Мещёре, многие из них даже не имеют названия.

На экотропе встречаются разные интересные стенды, где написано про растения и животных, коих здесь очень много. Один стенд запомнился особо :)

Клещей я боюсь, поэтому и поехала сюда не летом, а тогда, когда они уже не активны. По счастью, мы не встретили даже не активных клещей и спокойно добрались до нужного нам кордона.
На Нарыме большая зона для отдыха: верёвочная и игровая площадки для тех, кому энергию некуда девать, столики и беседки на улице, палатки с едой и сувенирами, туалеты и администрация заповедника с залом для посетителей. В зале можно перекусить (как своим, так и приобретённым здесь), оставить вещи в камере хранения, переодеться, посмотреть небольшие фильмы о "Столбах" и столбистах и присоединиться к экскурсии. Мы выбрали последнее, правда, перед этим всё же перекусили.

На экскурсию мы отправились очень малочисленной группой: я, Л.Н. и наша проводник Лариса. Зато всё внимание нам :)
Лариса очень интересно рассказывала про сам заповедник, про его историю (а начинался он аж со времён декабристов!), его традиции, про зверей и птиц, про растения... После наших привычных монастырей и древних зданий это звучало как песня. Заслушавшись, мы даже не заметили, как подошли к первым столбам.
"Скальные объекты – главная достопримечательность заповедника. Благодаря им, «Столбы» и получили свое название. Почти все скалы заповедника имеют имена. Поименованы также некоторые отдельные камни и фрагменты (части) скал." (с)

Местность вокруг изрыта корнями и завалена огромными валунами - красиво...

Здесь множество извилистых тропинок, но все они помечены для туристов цветными полосками и снабжены указателями, чтобы сразу было видно, куда идти. Но тем не менее каждую неделю кто-нибудь да теряется на огромной территории "Столбов" и приходится вызывать МЧС. Мы сначала не поверили (ну написано же всё, как можно заплутать?!), но потом сами встретили заблудившихся и помогали им найти путь к цивилизации!

Одним из первых встречается крошечный (по сравнению с остальными) столб "Слоник", больше похожий на огромную свинью :) "Слоник – грузная каменная туша с острой хребтиной, прилегшая отдохнуть в тени Первого Столба у западных стен Сокола и Коммунара." (с) Здесь любят тренироваться совсем юные столбисты.

А вот недалеко от Слоника возвышается уже серьёзные его собрат - "Первый столб".
"Это один из крупнейших (высота до 85 м) и самых популярных скальных массивов заповедника.
Здесь есть места, посильные для новичков, и лазы, требующие максимальных усилий, огромного самообладания, исключительной ловкости." (с)

Кто сомневается в том, что он высокий, обратите внимание на размер людишек внизу :)

На "Первый" мы поднялись совсем чуть-чуть, там, где было возможно для таких чайников как я. Но этот подъём дал мне понять - я хочу ещё!
Дальше отправились к более доступным столбам. По пути я прямо не знала, чего хочу больше: слушать или глазеть по сторонам, открыв рот. Место затягивало меня всё больше.

Показались столбы "Бабка" и "Внучка". "Скалы высотой до 30 м в Центральном районе Столбов, названы по местоположению рядом со скалой Дед." (с)

И вот сам "Дед"! Пока это моя любимая скала - очень живописная. "В заповеднике одна из самых популярных и фотогеничных скал высотой 50 м. С восточной стороны напоминает профиль головы старика." (с)

На "Деда" мы полезли. Конечно, не на самую макушку, а только на "плечо", но и оттуда, скажу вам, открываются обалденные виды! Дух захватывает от того, что понимаешь, что вся тайга, всеэти огромные деревья - там, внизу, под тобой!!! И если ты свалишься, то мало не покажется...

Деревья карабкаются по камням, вслед за людьми - удивительно, как они тут выживают, за что цепляются корнями?...

Отсюда видны и вершины других столбов.

Кому-то кажется, что все они похожи друг на друга, но по мне так столбы очень разные!

Чуть поодаль - "Львиные ворота". "С восточной стороны напоминает каменные ворота, в легкодоступной западной части просматривается образ спящего льва." (с)

"С конца XIX века, когда красноярцы начали подниматься на скалы и активно осваивать Столбы, стала складываться особая общность людей – столбисты." (с) Столбисты - это и правда, довольно своеобразные люди. Они больны высотой, опасностью и той красотой, которую дарят "Столбы", теми, ни с чем несравнимыми ощущениями.
Среди столбистов есть свои легенды. Один из них - Володя Теплых (фильм про него как раз можно увидеть на кордоне). Последним его столбом стали "Перья". Здесь он разбился на глазах у своей семьи и друзей...

"Перья" - самая известная, красивая и популярная скала. Четыре сорокаметровых отвесных камня, примкнувшие друг к другу, напоминают перья исполинской птицы. Символ заповедника «Столбы». Это настоящая арена мужества и мастерства столбистов" (с)

Мне "Перья" не понравились почему-то. Они мне напомнили не перья, а клыки хищного зверя.
Зато понравился встреченный здесь столбист - уже живая легенда, вокруг которого вечно вьётся народ. Он тоже, как и Теплых, вытворяет чудеса без страховки на столбах. То, что я видела, нельзя было ни описать, ни сфотографировать, это надо было видеть!

Насмотревшись таких опасных аттракционов, мы пошли дальше, ко "Второму столбу".

"Второй" выплыл на нас из тумана. Видимо, где-то внизу (а за этим столбом обрыв) либо течёт река, либо пролегает болото, поэтому столб постоянно в тумане.
"Самый высокий скальный массив в Центральном районе Столбов (относит. выс. 96 м), наблюдаемый со многих мест в Красноярске. Популярен из-за необычайной красоты открывающихся панорам, разнообразия ходов и карнизов" (с)

На столб ведёт очень крутая тропа, местами приходится прсто цепляться за ветки и траву.

Именно на стене этого столба начертано огромными буквами слово "СВОБОДА". Слово каждый год подкрашивается смельчаками. А написали его первыми, как гласит легенда, всё те же декабристы.

До самого верха, конечно, мы не поднялись, но дошли до какой-то точки, максимально возможной для новичков, преодолели всё, что возможно без страховки. Тут нас посвятили в столбисты :) Это просто: тот, кто уже является столбистом (как наша проводник Лариса), берёт ботинок новичка и бьёт им новичка по попе столько раз, какое в тот день число, а новичок должен отвечать на каждый "пендель": "Спасибо, тренер!". Мы с Л.Н. огребли по 13 ударов :) Теперь мы тоже столбисты! :))

Высота там, конечно, просто леденящая душу... И спускаться страшнее, чем подниматься, кстати :)

На "Второй" приходится наибольшее количество несчастных случаев. Не редко с летальным исходом.

Возвращались со столбов обратно на кордон. Там нам посоветовали спуститься ещё на одну смотровую площадку, откуда видны "Первый" и "Второй". Силы ещё оставались, поэтому мы пошли.

Вокруг было очень тихо и спокойно... Уходить не хотелось, хотелось здесь остаться ещё на несколько дней и ходить, ходить, подниматься на скалы и любоваться тайгой, пить чистую воду из родников и кормить наглых бурундуков. Странно, но почему-то только среди дикой природы я ощущаю себя человеком.

Путь обратно занял примерно столько же времени, хоть и был он под гору.

Грусть от расставания со "Столбами" скрасил мужик, попавшийся нам навстречу. Он шёл, пыхтя, в гору, нагруженный двумя, чувствуется, не лёгкими пакетами, впереди кучки весёлых женщин и не только, явно настроенных на пикник. Глазами мужик искал привал. "Долго там ещё до конца?", - спросил он у нас. "Нууу... да. Очень", - ответили мы. Мужик закатил глаза :) Это было практически только начало пути. А ещё ему, наверное, забыли сказать, что распитие огненной воды и вообще такого рода увеселения на "Столбах" не приветствуют и их, скорее всего, погонят обратно... :)

Читать про начало Большого Похода (кто пропустил, не успел, не смог и забыл) можно здесь:
Пролог

Красноярск (часть 2)
Tags: Большой Поход, Красноярск, Красноярский край, путешествия

• Надо/не надо

Вот так надо: Очень милые люди мне пишут, которые дважды были у меня на разных экскурсиях и потом уже сами ещё приезжали во Владимир погулять и…

• Поганенькое

С уехавшей группой довольно неприятная история произошла. Хотя я думала, что история будет со счастливым концом. В общем, приехали мы на вокзал их…

• (no subject)

Что ж... До конца я ещё не выздоровела, остаётся кашель небольшой и деформация голоса, но если бы я по холоду целыми днями не шарахалась, конечно,…