Ната (drugaya9) wrote,
Ната
drugaya9

Category:

Поездка на "Гжель" 13.04.13

Гжель – один из самых раскрученных российских керамических брэндов. Гжельскую роспись знают, наверное, все, но не все знают, что если изделие расписано под гжель, то это не значит, что выпущено оно на «том самом» заводе, с которого гжель пошла как марка и что соблюдена вся необходимая для настоящей гжели технология. Чтобы разобраться, что к чему, 13.04.13 мы поехали как раз на «тот самый» завод.
По какой-то иронии судьбы в посёлке Гжель Московской области находится другой завод, «Синь России», который тоже выпускает достойную керамику, как нам рассказали, а «тот самый» завод находится по соседству, в деревне Турыгино.
Завод этот старый, с лёгким флёром советских времён. Самой же гжельской керамике несколько сотен лет.

Люди там доброжелательны и принимают на экскурсию как большие группы, так и маленькие. Маленькие дороже, но никто не будет против, а даже будет за, если две маленькие группы соединятся в одну – так мы и сделали с небольшой кучкой индивидуально приехавших туристов.
На территории завода всё до удивления просто, никаких сверкающих нано-аппаратов, старое оборудование проверено временем и отлично работает.


Вся магия начинается с глины, которая поступает в жидком виде на стол формовщика и заливается в гипсовые формы. Одно изделие может вполне состоять из нескольких частей, которые отливаются порознь. В результате получаются такие заготовки: ещё сырые. Им предстоит высохнуть и только потом отправиться в печь для первого обжига.


Обожжённые изделия проходят выбраковку: их окунают в специальный раствор, они становятся розоватого цвета и все сколы и трещинки сразу заметно. Раствор потом испарится и керамика снова станет белой.
   

Часть изделий, которые будут расписаны цветными красками (не кобальтовыми), окунают в глазурь и снова отправляют в печь. То же, что потом будет иметь привычный нам бело-синий вид поступает к художнику для росписи.


Кобальтовая пыль, разведённая водой, имеет цвет далеко не синий, а очень даже тёмно-серый. Синим и голубым становится уже обожжённый кобальт – он восстанавливается при высокой температуре. Эти изделия тоже покрывают глазурью. Такая роспись называется подглазурной, а само изделие проходит при этом всего два обжига, тогда как при некобальтовой росписи (как и при нанесении на керамику позолоты) требуется третий обжиг.


Керамика после обжига даёт усадку 11% (внизу тарелочка до обжига, на ней – уже после):


Помимо некобальтовой росписи и кобальтового рисунка существует ещё покрытие, называемое глухим кобальтом, когда изделие становится тёмно-синего цвета с белым рисунком по нему. Вот пример одного и того же сервиза в трёх разных исполнениях:


На производстве очень интересно, но в музее при заводе тоже. Тут нам рассказали о том, как начали делать в этой местности керамику, показали, какой она была до революции и во что превратилась под влиянием экономического кризиса и благодаря подделыванию под спрос малообеспеченных граждан, то есть вот в такие дешёвые пылесборники, которые, думаю, многие из нас видели у бабушек и дедушек в сервантах:


За несколько десятилетий промысел  деформирован и почти полностью утрачен. Чтобы его восстановить потребовалась тяжёлая работа историков, искусствоведов и последних мастеров. К счастью, им это удалось, и теперь гжель – это не просто керамика, это искусство.
   

Было неожиданным узнать, что каждый художник не расписывает изделия, как хочет – есть определённый шаблон. А вот шаблон рисунка уже придумывает ХУДОЖНИК, Мастер. И изменить рисунок кроме него никто права не имеет. Некоторые рисунки повторить невозможно для массового производства и такие шедевры остаются в единичных экземплярах:


В музее вообще много красотищи всякой разного времени и разных мастеров, и всё это - гжель:
   

     

 

Некоторые художники себе даже памятники ваяют – тоже из гжели :)


А ещё на заводе стоит самая большая ваза. Но она не законченная и никогда закончена не будет, потому как ни в одну печь она не влезет, а отливать по частям будет уже не то. Так-то.


Ну, а что до другой гжели, которую делают на других заводах, коих в этой местности множество, то ничего сказать не могу, но рисковать не стану, буду покупать ту, которая с клеймом теперь знакомого мне производства.

Tags: Гжель, Московская обл., путешествия, экскурсионное
Subscribe

  • "О чём поют деревья" в парке Горького

    Спокойно мне не сидится, поэтому когда я куда-то еду по работе и знаю, что будет немного свободного времени, то всегда смотрю, куда можно сходить и…

  • И про Петербург

    Я, конечно, свинья: сама переполошила народ, сама никому не отписалась. Простите засранку, но я совсем закрутилась и там были ещё непонятки по…

  • Поворчать

    Поселили нас в Казани в новый для меня отель. Хороший отельчик, чистенький, но... Автобус поставить негде, мы, подъезжая уже, собрали все поребрики.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • "О чём поют деревья" в парке Горького

    Спокойно мне не сидится, поэтому когда я куда-то еду по работе и знаю, что будет немного свободного времени, то всегда смотрю, куда можно сходить и…

  • И про Петербург

    Я, конечно, свинья: сама переполошила народ, сама никому не отписалась. Простите засранку, но я совсем закрутилась и там были ещё непонятки по…

  • Поворчать

    Поселили нас в Казани в новый для меня отель. Хороший отельчик, чистенький, но... Автобус поставить негде, мы, подъезжая уже, собрали все поребрики.…