Ната (drugaya9) wrote,
Ната
drugaya9

Великий Новгород. Август, 2012

Решила помучить вас ещё одним прошлогодним путешествием. На сей раз будет Великий Новгород. Кому интересно - под кат. Смотреть много, читать - не очень, фотки скромно считаю удачными.

Великий Новгород встретил нас голубым небом и ранним утром. Покатавшись по городу, десантировались в Ярославовом дворище, где "церкви кустом стоят" - на маленьком пятачке их великое множество! Правда, не только церквей там хватает, но и других построек, уже почти мирского назначения.

Невдалеке церковь Иоанна на Опоках - стояла тут из покон веков, многое видела, сейчас восстановлена практически из руин. Интересно, что когда-то при церкви был купеческий суд, разбиравший тяжбы по торговым делам.

Интересна и церковь Параскевы Пятницы: в первую очередь своей необычной архитектурой. У церкви утоптанная тропа - девушке, желающей выйти замуж, нужно обойти несколько раз вокруг церкви и сосчитать все её уступы. И не случайно: Параскева считается покровительницей женской работы по дому и усердия.

Никольский собор - один из красивейших и значимых храмов Новгорода. Подвергался перестройкам и сейчас стоит вопрос о придании ему вида, приближенного к первоначальному.

Совсем рядом с храмами журчит фонтан. Очень необычный, с выложенными мозаикой гербами разных держав.

Ещё чуть в сторону - любопытный памятник, увы, не запомнила, кому или чему.

Ажурным ограждением Ярославова дворища от внешнего мира со стороны реки Волхов является аркада Гостинного двора. По сравнению с древними церквями, она очень молода.

С Торговой на Софийскую сторону города ведёт пешеходный мост.

С него открываются неплохие виды. В том числе и на те места, куда мы так и не дошли.

У набережной стоит красивое парусное судно. Оно не настоящее, хоть и держится на плаву. Здесь один из самых дорогих ресторанов - мы туда не пошли, конечно :)

По мосту мы попали прямиком в новгородский кремль (детинец), в центре которого стоит визитная карточка города - памятник "Тысячелетие России".

Памятник потрясающий и по исполнению, и по задумке. Ряд скульптурных композиций отражает знаковые моменты истории нашей страны и увековечивает имена великих людей, прославивших её.

Нам подробно рассказали про каждую группу - невероятно интересно, слушать обязательно! Памятник стоит здесь с 8 сентября 1862 года.

Напротив "Тысячелетия России" - главная святыня и старейший храм Руси, Софийский собор. Очень своеобразная энергетика у него... интравертная какая-то... Но красив, спорить не стану.

На стенах - остатки старых фресок.

А это врата храма, которые ловкие русичи умыкнули, кажется, у немцев - они везли его в дар в один из своих городов. Адресат получил подарок только через 500 лет, да и то не сами врата, а их точную копию. А Магдебурские врата так и украшают Софийский собор :)

Справа от Софийского собора - его звонница, построенная гораздо позднее его самого. На неё можно поднятся за денежку и насладиться видом сверху.

А вот так она выглядит сбоку. По декоративному и архитектурному оформлению сразу ясно, что построили её лет за 100 до Ивана Грозного.

Колокола звонницы можно видеть и внизу, на постаментах - самые большие, и наверху - чуть меньше, но действующие.

Так купола и звонница Софийского собора смотрятся на фоне Волхова и кремлёвской стены.

На территории кремля есть ещё одна достопримечательность: колокольня с часами. Называют её Часозвоня. Очень необычное сооружение.

Покинув кремль, мы дружною толпою поехали в Витославлицы - музей деревянного зодчества. Как же там здорово! Ах, если бы в Суздале в музее деревянного зодчества было столько же места!

Деревянные церквушки, домики, прочие постройки образуют настоящую деревню. И не маленькую. Зрелище радует глаз.

Из недеревянных и старых тут только этот дом.

А это самая старая церковь, перевезённая сюда. Стоит на отшибе, но это только добавляет колорита.

Так как привезены постройки из разных мест, архитектура их отличается друг от друга, от чего вдвойне интересно бродить здесь.

"Белая" изба зажиточного крестьянина - гордость Витославлиц. Внутри воссоздан и интерьер, и дух прошлого.

Окна - глаза и душа избы - завораживают.

На секунду кажется, что оказался где-то на Кижах...

Деревянные церковки совсем иные, нежели каменные. В них своя атмосфера. И их, увы, так мало сохранилось.

Из Витославлиц виднеются купола Юрьева монастыря - очень старого (основан он в 1030 году) и имеющего богатую историю, как и любой монастырь, наверное.

Чуть поодаль можно разглядеть и Рюриково городище - место поклонения новгородских археологов и самое древнее местное стойбище.

Жаль, что в Витославлицах нам удалось побыть мало - не нагулялись. Нужно было возвращаться в город. И мы, в который раз пройдя по мосту, ринулись снова бродить по Торговой стороне.

Всё вокруг довольно ухожено, в цветах, поэтому настроение вполне располагало в продолжению осмотра достопримечательностей :)

Вдоль кромки Ярославова дворища стоит церковь Жен-мироносиц...

... а рядом - церковь Прокопия, в архитектуре которой прослеживаются как новгородские, так и московские традиции.

И снова Никольский собор. Уже в окружении прочих храмов.

Убредая вглубь Торговой стороны, мы наткнулись на ещё один собор - Знаменский. С первого взгляда он показался недействующим, но, зайдя на территорию, выяснили обратное. Очень интересный собор, но сильно не хватает реставрации.

К собору относится высокая колокольня, тёмный цвет которой бросается в глаза даже не смотря на плачевное состояние самого собора.

Запомнились святые врата с росписями. По состоянию кажется, что им 1000 лет, а на деле всего около 300.

А вот стоящая по соседству церковь Спаса Преображения хоть и выглядит прекрасно, но гораздо древнее, лет эдак на 300. Типичный для Новгорода храм. Очень красивый и лаконичный.

Ещё один образец новгордского стиля - церковь Фёдора Стратилата. Уже позднее узнала, что здесь сохранились уникальные росписи. Жаль, что не зашли внутрь.

Но если вы в Новгороде всего день, то заходить куда-то и не хочется, а хочется гулять по улицам и смотреть по сторонам.

Часть улочек очень напоминает владимирский район за улицей Горького. Вот улица - копия нашей Асаткина.

И как-то аномально пустынно здесь. Загружены (и то не сильно) центральные улицы, но вот шаг в сторону - и тишина...
На фото не я :)

Жутко понравились огромные вазоны с цветами на улицах - впечатляет.

Дав полукруг, мы вышли на ещё один мост, но уже не пешеходный. Полюбовались очередной панорамой кремля.

А по другую сторону остался какой-то неизвестный нам монастырь.

По мосту вернулись под стены кремля, в парк. Атракционы, прокат великов, аллеи и фонтаны. Это вот фонтан "Садко". Кстати, озеро Ильмень как раз рядом, так что Садко тут не просто так :)

Уже не бегом, а обстоятельно прогулялись по территории кремля. Не обошлось без фото фонаря - не удержалась.

Под самыми стенами - церковь Пресвятой Богородицы. Древняя, маленькая, как аккуратная старушка.

Масса всевозможных хозяйственных построек. Кремль - место не только красивое, но и практичное - это же бывшая крепость.

Декорации к "Новгородскому вече" то ли остались, то ли готовятся ещё.

А пока детвора забавляется в замысловатых конструкциях, в которых мной были опознаны средневековые орудия пыток. Мило, однако...

Нас же тянуло вверх. Точнее на башню Кокуй, самую высокую из кремлёвских башен, где нам обещали шикарные виды и даже телескоп.

Кремль с середины пути ничем не отличался от половины тех кремлей, которые я видела в других городах.

На пути к смотровой площадке нас подстерегали чучелки людей и много полезной информации. Но мне там почему-то не понравилось.

Вид с 34 метров... Что сказать? Красиво. Но мало. Разочаровал нас Кокуй. И телескопы тоже. Можно сказать, зря карабкались.

Дело близилось к вечеру и мы вернулись ближе к автобусам, на площадь.

По пути возле музея "насладились" современным искусством. "Пальцы творца" заставили глубоко задуматься всех - искали пятый.

Набережную в свете солнца сквозь набегающие тучи было не узнать.

Прошлись на последок по знаменитым новгородским скульптурам. Вот "Уставшая туристка".

А это "Рисующий мальчик".

Памятник медведю не нашли, но зато обнаружили замечательные бани. Окрестила их "храмом помывки" :)

На бронзовых скульптурах новгородцы не остановились и решили ваять из чего Бог пошлёт. Из пня, например.

Они-то и проводили нас в обратный путь. Одного дня для Новгорода мало, очень мало. Нужно вернуться!
Tags: Великий Новгород, Новгородская обл., путешествия

• Надо/не надо

Вот так надо: Очень милые люди мне пишут, которые дважды были у меня на разных экскурсиях и потом уже сами ещё приезжали во Владимир погулять и…

• "Чернобыль. Путешествие с ангелом" и "Прибытие в Каракорум"

Грустные вести приносит сайт нашего Драма - теперь в театр будут пускать по QR-кодам, то есть мне теперь на спектакли не попасть живьём. Это очень…

• Зубы, учёба, Муром и Великая Сушь

Вроде, ничего не делаю особого, а дни летят только в путь. Зубы долечила, теперь буду наблюдать, как долго все эти пломбы проживут и тогда уже буду…

• Надо/не надо

• "Чернобыль. Путешествие с ангелом" и "Прибытие в Каракорум"